Правила игры в шахматы на троих игроков

В шахматах на троих нет заученных дебютов и теоретических разработок вплоть до 40-го хода. Поэтому хороший шахматист с 1-го хода попадает в непривычную ситуацию – когда надо все продумывать за доской и самому.
(автор игры на троих В.П.Чехонадский)
Все комплекты продукции шахматы на троих включают цветные правила игры с подробным описанием ходов. Если у вас комплект другого производителя, то предлагаем играть по нашим правилам: они проработаны, логичны и понятны так как содержат в себе основные принципы классической игры. При этом особенности правил игры на троих вносят динамику и азарт в игру.
Выдержка из правил игры в шахматы на троих с расстановкой фигур

Расстановка фигур в тройных шахматах

Начало игры

  1. Цвет фигур определяется жребием.
  2. Белые фигуры устанавливаются на поля от A до H, красные на поля от A до N, черные на поля от H до N (см. рисунок 1).
  3. Белый король ставится на поле E1, красный – на D12, а черный – на K8 (короли устанавливаются по вертикали напротив ферзя противника).
  4. Игру начинают белые, затем ход красных и следующий ход черных (очередность хода по часовой стрелке).

Вот так выглядит расстановка фигур на доске в начале партии в шахматы на троих игроков.

Шахматы на троих - расстановка фигур на доске в начале игры

Ходы фигур в шахматах для троих игроков

  • Все пешки могут делать первый ход на одну либо на две клетки.
  • Все фигуры и пешки ходят по тем же правилам, что и в обычных шахматах, по вертикалям, горизонталям и диагоналям, которые всего-навсего имеют искривление линий (см.рисунок)
  • Пешки, достигшие последней клетки, превращаются в любую фигуру, кроме короля, по желанию игрока.
Направления движения фигур в шахматах на троих
Многие годы энтузиасты игры втроем ломали голову, что делать после мата (шахматного естественно) одному из игроков. Ведь тот, кто ставил мат, обычно терял фигуры, подбираясь к королю. А тот, кто топтался на месте, сохранял фигуры и имел преимущество. И только наше правило – брать фигуры в “плен” (заставляет других игроков играть активно, даже теряя свои фигуры, чтобы не позволить кому-то из игроков иметь “двойную” армию), позволило сбалансировать игру. Играть стало интересно даже если играют слабак, середняк и чемпион.
Фигура |
В начальном положении |
В центре доски

Пешка

Пешка в начальном положении: по линии E ходит на D и F бьет и идет дальше по стрелке.
Пешка в центре доски: может бить на D, K, F и идет дальше по стрелке.
Правила ходов пешки в шахматах для троих игроков
Правила ходов пешки из середины поля

Ладья

Положение и ход ладьи в шахматах на троих не отличается от обычных. Однако в центре доски она может пойти в 4-х направлениях.

Правила как ходит ладья в шахматах для троих игроков
Как ходит ладья из середины доски

Конь

Правила и ходы коня так же не отличаются от обычных шахмат. Интересные комбинации возникают в центре доски.

Положение и направления ходов коня
Направление ходов коня из середины доски

Слон

Слон в центре доски ходит по линиям проведенным
по диагоналям клеток.

Положение слона в шахматах на троих
Как ходит слон в середине доски

Ферзь

Ферзь в центре доски (ходит на поле K5 не может) т. к. ходит в этом случае либо по черным диагоналям, либо на смежные поля.
Ферзь в тройных шахматах — правила ходов
Как ходит ферзь из середины доски

Король

Самая сложная комбинация – куда идет король в центре доски. Ходить на поле K9 не может т. к. в этом случае идет
либо по белым диагоналям, либо на смежные поля.

Ходы короля на необычной доске
Направление ходов короля из середины доски

Мат королю

  1. Игрок, получивший мат выбывает из игры и занимает низшее 3-е место.
  2. Король игрока получившего мат снимается с доски.
  3. Если имеют место вскрытый шах, двойной шах и вы затрудняетесь определить кто поставил мат – смотрите “Вскрытый шах. Кто поставил мат“.
Проиграть видео

Продолжение игры после мата одному из королей

  • Все фигуры игрока получившего мат, кроме короля, остаются на своих местах и принадлежат теперь игроку, поставившему мат.
  • Игрок, которому принадлежат фигуры двух цветов, каждый очередной ход делает только одной фигурой любого цвета, при чем теперь они не могут бить друг друга.
  • Если один из двух оставшихся игроков получает мат он занимает 2-е место, поставивший мат соответственно 1-е место.

Пат

  1. Игрок, попавший в положение “Пат” прекращает игру.
  2.  Все фигуры попавшего в Пат игрока остаются на доске без права хода.
  3.  Если фигуры попавшего в Пат мешают проходу фигур оставшихся участников игры, они их могут бить, за исключением короля, который остается неподвижным и неприкосновенным до конца игры.
  4.  Любые фигуры могут подходить вплотную к королю, попавшему в Пат, кроме других королей.
  5.  Если в положение “Пат” попадает еще один игрок, или они соглашаются на ничью, то игра заканчивается ничьей между тремя игроками.

Песочные часы позволяют добавить динамику игре и сохранить ее веселое содержание.

Некоторые рекомендации в игре на троих от автора